350 руб
Журнал «Биомедицинская радиоэлектроника» №1 за 2016 г.
Статья в номере:
Возрастные изменения спектральных характеристик электроэнцефалограммы у детей младшего школьного возраста
Авторы:
Ю.С. Джос - к.м.н., доцент, зам. директора по научной работе, Институт медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). E-mail: u.jos@narfu.ru А.В. Грибанов - д.м.н., профессор, засл. деятель науки РФ, директор, Институт медико-биологических исследований Северного (Арк-тического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). E-mail: a.gribanov@narfu.ru М.В. Выучейская - аспирант, мл. науч. сотрудник, НИЛ нейрофизиологии и ВНД, Институт медико-биологических исследований Север-ного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). E-mail: mariavangel@mail.ru
Аннотация:
Приведены результаты исследований спектрального анализа биоэлектрической активности головного мозга у детей младшего школьного возраста. Описаны изменения максимальной амплитуды, полной мощности, доминирующей частоты, индекса мощности и асимметрии основных ритмов электроэнцефалограмммы (ЭЭГ) у детей 7-10 лет в возрастном аспекте. Показано, что выявленные возрастные различия спектральных составляющих ЭЭГ являются отражением морфофункциональных перестроек центральной нервной системы и могут быть маркерами психического развития детей.
Страницы: 32-40
Список источников

 

  1. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) // Физиология человека. 1991. Т 17. № 5. С. 17-27.
  2. Цицерошин М.Н. Отражение системной деятельности мозга в пространственной структуре ЭЭГ у взрослых и детей: Автореф. дисс. докт. биол.наук. СПб. 1997. 37 с.
  3. Цехмистренко Т.А., Васильева В.А. Структурные преобразования ассоциативных зон коры больших полушарий как морфологическая основа формирования когнитивных функций мозга человека от рождения до 20 лет // Физиология человека. 2001. Т 27. № 5. С. 41-48.
  4. Сергеева Е.Г. Возрастные особенности функционального развития мозга у школьников, проживающих в условиях Европейского Севера: Автореф. дисс. канд. биол. наук. СПб. 2009. 21 с.
  5. Горбачевская Н.Л. Особенности формирования ЭЭГ у детей в норме и при разных типах общих (первазивных) расстройств развития: Автореф. дисс. докт. биол. наук. М. 2000. 261 с.
  6. Вильдавский В.Ю. Спектральные компоненты ЭЭГ и их функциональная роль в сиситемной организации пространственно-гностической деятельности детей школьного возраста: Автореф. дисс. канд. биол. наук. М. 1996. 209 с.
  7. Фефилов А.В. Возрастные особенности частотно-специфи­ческих характеристик ЭЭГ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 2003. 206 с.
  8. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК». 2009. 432 с.
  9. Gmehlin D., Thomas C., Weisbrod M., Walther S., Resch F., Oelkers-Ax R.Development of brain synchronisation within school-age - Individual analysis of resting (alpha) coherence in a longitudinal data set // Clinical Neurophysiology. 2011. T. 122.  № 10. P. 1973-1983.
  10. Michels L., Muthuraman M., Luchinger R., Martin E., Anwar A. R., Raethjen J., Brandeis D., Siniatchkin M. Developmental changes of functional and directed resting-state connectivities associated with neuronal oscillations in EEG // Neuroimage. 2013. Nov 1. T. 81.  P. 231-42.