О.И. Саута1, Е.П. Виноградова2
1,2 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)
(Санкт-Петербург, Россия)
Постановка проблемы. Проблема разработки специализированных корреляционно-экстремальных навигационных систем для решения задачи автономной навигации становится актуальной из-за постоянно возрастающего уровня электромагнитных помех. Создание адекватных цифровых моделей устройств, входящих в состав подобных систем, позволяет проанализировать работоспособность предлагаемых методов навигации и определить основные пути их реализации.
Цель. Разработать способ построения модели радиоизмерений радиовысотомера малых высот для бортовой корреляционно-экстремальной системы автономной навигации.
Результаты. Построена математическая модель работы бортового радиовысотомера малых высот с учетом особенностей функционирования реального устройства. Рассмотрен способ построения, принцип реализации и оценка соответствия реальным данным цифровой модели измерений радиовысотомера малых высот, синтезированной на основе принципов геометрической оптики при распространении радиосигналов, отраженных от подстилающей поверхности аппроксимированной цифровой матрицей рельефа. Исследования выполнены с использованием пакета Mathсad, что позволяет легко визуализировать результаты математического моделирования.
Практическая значимость. Результаты моделирования соответствуют данным летных испытаний, при этом погрешность рассматриваемого метода не превосходит допустимых точностных характеристик бортового радиовысотомера.
Саута О.И., Виноградова Е.П. Модель измерений радиовысотомера малых высот для корреляционно-экстремальной навигационной системы // Успехи современной радиоэлектроники. 2023. T. 77. № 8. С. 84–90. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700784-202308-11
- Антохина Ю.А., Бабуров С.В., Бестугин А.Р., Переломов В.Н., Саута О.И. Развитие навигационных технологий для повышения безопасности полетов: Монография / Под ред. Ю.Г. Шатракова. СПб.: ГУАП. 2016.
- Бабуров В.И., Иванцевич Н.В., Саута О.И. Метод формирования матрицы погрешностей навигационного поля радиотехнических систем ближней навигации и посадки с использованием ГНСС // Юбилейная XXV Санкт-Петербургская междунар. конф. по интегрированным навигационным системам. СПб.: Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор»». 2018.
- Бабуров В.И., Пономаренко Б.В. Принципы интегрированной бортовой авионики. СП.: Агентство «РДК-Принт». 2005.
- Свид. о регистрации программы для ЭВМ №2022680416 РФ. Алгоритмическая модель программного продукта для работы с геоинформационными файлами в среде Mathсad / Виноградова Е.П., Калиничев М.А. Приоритет от 01.11.2022.
- Саута О.И., Виноградова Е.П. Применение математического аппарата теории аналитического сигнала при решении навигационных задач // Математические методы и модели в высокотехнологичном производстве: III Междунар. форум. СПб.: ГУАП. 2022. С. 278–282.
- База данных [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geonavigator.net/base (дата обращения: 09.01.2023).
- Авиационные приборы и навигационные системы / Под ред. О.А. Бабича. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского. 1981.
- Свид. о регистрации программы для ЭВМ № 2023614625 РФ. Программа обработки радиовысотных измерений с реализацией в среде Mathсad / Виноградова Е.П., Саута О.И. Приоритет от 03.03.2023.
- Буланов В.А., Мусаллам М., Иванов С.Л., Трущинский А.Ю. Применение спектрального анализа сигнала когерентного
радиовысотомера для обеспечения навигации воздушного судна // Электромагнитные волны и электронные системы. 2022. Т. 27. № 6. С. 65−72. DOI: https://doi.org/10.18127/j15604128-202206-09.