Л.Е. Мистров1, Е.М. Шеповалов2
1 ВУНЦ ВВС «ВВА», Центральный филиал РГУП (г. Воронеж, Россия)
2 ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж, Россия)
Постановка проблемы. Основу подготовки экипажей воздушных судов составляет решение конечного множества учебных задач, моделируемых с помощью авиационных многофункциональных тренажеров (АМТ). Для разработки модели многокритериального выбора решений по отдельной и всему множеству учебных задач проводится ее структурно-параметрический синтез на основе оптимального распределения программно-аппаратного ресурса АМТ для моделирования различных факторов и условий протекания информационных процессов при выполнении учебных задач. Их решение основывается на поиске оптимальных вариантов на множестве разветвляющихся и / или повторяющихся информационных потоков в виде некоторой совокупности элементарных операций на множестве критериев эффективности с учетом принципов и моделей предпочтений инструкторов – лиц, принимающих решение (ЛПР).
Цель. Предложить метод структурно-параметрического синтеза модели многокритериального выбора решения (МВР) на множестве учебных задач подготовки экипажей воздушных судов при проектировании АМТ.
Результаты. Показано, что основу решений учебных задач составляет распределение программно-аппаратного ресурса для моделирования различных факторов и условий протекания информационных процессов при выполнении учебной задачи. Отмечено, что решение учебных задач АМТ базируется на поиске их оптимальных вариантов на множестве разветвляющихся и / или повторяющихся информационных потоков в виде некоторой совокупности элементарных операций на множестве критериев эффективности с учетом принципов и моделей предпочтений инструкторов – ЛПР. Предложено их решение осуществлять путем обобщения однокритериальных схем решения учебных задач с использованием принципа Беллмана и построением на их основе модели МВР.
Практическая значимость. Показано, что решение задачи обоснования МВР осуществляется путем выбора оптимальных маршрутов следования элементарных операций на множестве решаемых АМТ разноплановых учебных задач.
Мистров Л.Е., Шеповалов Е.М. Структурно-параметрический синтез модели многокритериальной оптимизации решения
учебных задач авиационным многофункциональным тренажером // Успехи современной радиоэлектроники. 2022. T. 76. № 2.
С. 43–51. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700784-202202-05
- Мистров Л.Е., Шеповалов Е.М. Основы принятия решений по разработке (модернизации) авиационных многофункциональных тренажеров // Успехи современной радиоэлектроники. 2019. № 6. С. 66–76.
- Мистров Л.Е. Методологические основы формирования критерия и показателей эффективности при решении задач синтеза обеспечивающих организационно-технических систем // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2008. № 4. С. 52–58.
- Чикунов С.В. Обобщенный алгоритм поэтапного выбора эффективных решений в технологических системах // Моделирование систем и информационные технологии. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Ч. 1. Воронеж. 2006. С. 42–44.
- Чикунов С.В. Анализ возможных ситуаций, возникающих при многокритериальном поэтапном выборе нехудших решений на графах // Теория конфликта и ее приложения. Материалы IV Всерос. науч.-техн. конф. Ч. 2. Воронеж: Научная книга. 2006. 361 с.