350 руб
Журнал «Успехи современной радиоэлектроники» №2 за 2022 г.
Статья в номере:
Структурно-параметрический синтез модели многокритериальной оптимизации решения учебных задач авиационным многофункциональным тренажером
Тип статьи: научная статья
DOI: https://doi.org/10.18127/j20700784-202202-05
УДК: 004.921
Авторы:

Л.Е. Мистров1, Е.М. Шеповалов2

1 ВУНЦ ВВС «ВВА», Центральный филиал РГУП (г. Воронеж, Россия)
2 ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж, Россия)

Аннотация:

Постановка проблемы. Основу подготовки экипажей воздушных судов составляет решение конечного множества учебных задач, моделируемых с помощью авиационных многофункциональных тренажеров (АМТ). Для разработки модели многокритериального выбора решений по отдельной и всему множеству учебных задач проводится ее структурно-параметрический синтез на основе оптимального распределения программно-аппаратного ресурса АМТ для моделирования различных факторов и условий протекания информационных процессов при выполнении учебных задач. Их решение основывается на поиске оптимальных вариантов на множестве разветвляющихся и / или повторяющихся информационных потоков в виде некоторой совокупности элементарных операций на множестве критериев эффективности с учетом принципов и моделей предпочтений инструкторов – лиц, принимающих решение (ЛПР).

Цель. Предложить метод структурно-параметрического синтеза модели многокритериального выбора решения (МВР) на множестве учебных задач подготовки экипажей воздушных судов при проектировании АМТ.

Результаты. Показано, что основу решений учебных задач составляет распределение программно-аппаратного ресурса для моделирования различных факторов и условий протекания информационных процессов при выполнении учебной задачи. Отмечено, что решение учебных задач АМТ базируется на поиске их оптимальных вариантов на множестве разветвляющихся и / или повторяющихся информационных потоков в виде некоторой совокупности элементарных операций на множестве критериев эффективности с учетом принципов и моделей предпочтений инструкторов – ЛПР. Предложено их решение осуществлять путем обобщения однокритериальных схем решения учебных задач с использованием принципа Беллмана и построением на их основе модели МВР.

Практическая значимость. Показано, что решение задачи обоснования МВР осуществляется путем выбора оптимальных маршрутов следования элементарных операций на множестве решаемых АМТ разноплановых учебных задач.

Страницы: 43-51
Для цитирования

Мистров Л.Е., Шеповалов Е.М. Структурно-параметрический синтез модели многокритериальной оптимизации решения
учебных задач авиационным многофункциональным тренажером // Успехи современной радиоэлектроники. 2022. T. 76. № 2.
С. 43–51. DOI: https://doi.org/10.18127/j20700784-202202-05

Список источников
  1. Мистров Л.Е., Шеповалов Е.М. Основы принятия решений по разработке (модернизации) авиационных многофункциональных тренажеров // Успехи современной радиоэлектроники. 2019. № 6. С. 66–76.
  2. Мистров Л.Е. Методологические основы формирования критерия и показателей эффективности при решении задач синтеза обеспечивающих организационно-технических систем // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2008. № 4. С. 52–58.
  3. Чикунов С.В. Обобщенный алгоритм поэтапного выбора эффективных решений в технологических системах // Моделирование систем и информационные технологии. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Ч. 1. Воронеж. 2006. С. 42–44.
  4. Чикунов С.В. Анализ возможных ситуаций, возникающих при многокритериальном поэтапном выборе нехудших решений на графах // Теория конфликта и ее приложения. Материалы IV Всерос. науч.-техн. конф. Ч. 2. Воронеж: Научная книга. 2006. 361 с.
Дата поступления: 11.10.2021
Одобрена после рецензирования: 28.10.2021
Принята к публикации: 27.01.2022