С.Я. Гродзенский – д.т.н., профессор,
МИРЭА – Российский технологический университет (Москва)
E-mail: grodzenskiy_s@mail.ru
А.Н. Чесалин – к.т.н., доцент,
МИРЭА – Российский технологический университет (Москва)
С.А. Овчинников – к.т.н., доцент,
МИРЭА – Российский технологический университет (Москва)
М.Ю. Нилов – аспирант,
МИРЭА – Российский технологический университет (Москва)
Фам Ван Ты – аспирант,
МИРЭА – Российский технологический университет (Москва)
Постановка проблемы. Одним из наиболее эффективных методов управления качеством признается структурирование функции качества (СФК), позволяющее преобразовывать пожелания клиента в технические характеристики для продукции или услуги. Предлагается при построении СФК разработать модель зависимости затрат и удовлетворенности потребителей от уровней инженерных характеристик на основе проведения факторного эксперимента, что позволяет получить модель целевой функции (в данном случае – затрат и удовлетворенности клиентов) от воздействующих факторов (в данном случае – инженерных характеристик). Минимизация затрат и максимизация удовлетворенности потребителей достигается решением задачи линейного программирования.
Цель. Разработать стратегию развития продукции, позволяющую при заданном уровне затрат добиться максимальной удовлетворенности потребителей, и наоборот, при заданном уровне качества минимизировать затраты.
Результаты. Создана модель зависимости затрат и удовлетворенности потребителей от уровней инженерных характеристик.
Приведен пример использования предложенного метода.
Практическая значимость. Объединение двух подходов позволяет найти компромисс между затратами на разработку продукции и потенциальным эффектом удовлетворения потребителей.
- Akao Yoji Development History of Quality Function Deployment / The Customer Driven Approach to Quality Planning and Deployment. Minato, Tokyo: Asian Productivity Organization. 1994.
- Suryanarayana Ch.G., Emmanuel S.E. Quality Function Deployment and Value Engineering Applications in Smartphone Cost Management // International Journal of Emerging Engineering Research and Technology. August 2016. V. 4. № 8. P. 1–8.
- Chen L.H., Chen Ch.N. A QFD-Based Mathematical Model for New Product Development Considering the Target Market Segment // Journal of Applied Mathematics. 2014. V. 2014. Article ID 594150. DOI: 10.1155/2014/594150.
- Гродзенский С.Я., Чесалин А.Н. Использование аппарата нечеткой логики для оценки надежности автоматизированных систем // Нелинейный мир. 2017. Т. 15. № 4. С. 17–23.
- Чесалин А.Н., Гродзенский С.Я, Нилов М.Ю. Метод самооценки качества принятия управленческих решений // Сб. матер. Междунар. науч.-технич. конф. «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения» INTERMATIC-2018. Ч. 5. С. 1149–1152.
- Montgomery D.C. Design and Analysis of Experiment. John Wiley & Sons. 5th Edition. 2001.
- Реброва И.А. Планирование эксперимента: Учеб. пособие. Омск: СибАДИ. 2010.
- Гродзенский С.Я., Гродзенский Я.С., Чесалин А.Н. Средства и методы управления качеством: Учеб. пособие. М.: Проспект. 2019.