350 руб
Журнал «Динамика сложных систем - XXI век» №2 за 2016 г.
Статья в номере:
Когнитивный подход к моделированию образовательного процесса
Авторы:
М.Н. Рыжкова - к.т.н., доцент, Муромский филиал Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. E-mail: masmash@mail.ru
Аннотация:
Рассмотрен когнитивный подход к построению математических моделей в образовательном процессе. Проведен обзор российских источников по проектированию когнитивных моделей при оценке качества обучения по дисциплинам, оптимальности структуры учебных материалов, эффективности работы образовательной организации или ее отдела в зависимости от факторов, которые влияют на обучающегося. В качестве примера применения когнитивных моделей в образовании рассмотрена когнитивная модель результатов образовательной деятельности студентов радиотехнического направления подготовки.
Страницы: 58-67
Список источников

 

  1. Рыжкова М.Н., Платонова А.С. Методы интегральных оценок при моделировании образовательных процессов // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2016. № 2.
  2. Робертс Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам / Пер. с англ. Ф.С. Робертс. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 1986. 496 с.
  3. Симанков В.С., Путято М.М. Исследование методов когнитивного анализа // Перспективы развития информационных технологий. 2013. № 13 (http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-metodov-kognitivnogo-analiza[08.03.2016]).
  4. Авдеева З.К., Коврига С.В., Макаренко Д.И. Когнитивное моделирование для решения задач управления слабоструктурированными системами (ситуациями) // УБС. 2006. № 16 (http://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnoe-modelirovanie-dlya-resheniya-zadach-upravleniya-slabostrukturirovannymi-sistemami-situatsiyami[08.03.2016]).
  5. Авдеева З.К., Коврига С.В., Макаренко Д.И., Максимов В.И. Когнитивный подход в управлении // Проблемы управления. 2007. № 3 (http://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnyy-podhod-v-upravlenii[08.03.2016]).
  6. Кулинич А.А. Компьютерные системы моделирования когнитивных карт: подходы и методы // Проблемы управления. 2010. № 3 (http://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-sistemy-modelirovaniya-kognitivnyh-kart-podhody-i-metody[08.03.2016]).
  7. Абрамова Н.А., Коврига С.В. Некоторые критерии достоверности моделей на основе когнитивных карт // Проблемы управления. 2008. № 6 (http://cyberleninka.ru /article/n/nekotorye-kriterii-dostovernosti-modeley-na-osnove-kognitivnyh-kart[08.03.2016]).
  8. Волков В.Ю., Волкова В.В. Оценка эффективности каналов управления сложного объекта с помощью нечеткой когнитивной карты // Известия ТулГУ. Технические науки. 2014. № 2 (http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-kanalov-upravleniya-slozhnogo-obekta-s-pomoschyu-nechetkoy-kognitivnoy-karty[08.03.2016]).
  9. Кузнецов О.П. Интеллектуализация поддержки управляющих решений и создание интеллектуальных систем // Проблемы управления. 2009. № 3.1 (http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualizatsiya-podderzhki-upravlyayuschih-resheniy-i-sozdanie-intellektualnyh-sistem[08.03.2016]).
  10. Кулинич А.А. Систематизация когнитивных карт и методов их анализа // Тр. VIIМеждунар. конф. «Когнитивный анализ и управление развитием ситуации (CASC-2007)». М.: ИПУ РАН. 2007. С. 50−57.
  11. Кузнецов О.П. Когнитивное моделирование слабоструктурированных ситуаций // Искусственный интеллект ? проблемы и перспективы. Политехнические чтения. 2006. № 7. С. 86−100.
  12. Гинис Л.А. Импульсное моделирование на нечетких когнитивных картах // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. № 10. (http://cyberleninka.ru/article/n/impulsnoe-modelirovanie-na-nechetkih-kogni-tivnyh-kartah[08.03.2016]).
  13. Силов В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. М.: ИНПРО-РЕС. 1995. 228 с.
  14. Ажмухамедов И.М. Нечеткая когнитивная модель оценки компетенций специалиста // Вестник АГТУ. Серия: управление, вычислительная техника и информатика. 2011. № 2. С. 186−190.
  15. Гаврилина Е.А., Захаров М.А., Карпенко А.П., Смирнова Е.В. Онтологический подход к тестированию уровня владения обучающимся метапредметными понятиями // Наука и Образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана (электронный журнал). 2015. № 02. С. 136−149.
  16. Галямова Е.В., Карпенко А.П., Соколов Н.К.Методика контроля понятийных знаний субъекта обучения в обучающей системе // Наука и Образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана (электронный журнал). 2009. № 02 (http://technomag.edu.ru/doc/115086.html[09.03.2016]).
  17. Лучко О.Н., Маренко В.А. Когнитивное моделирование как инструмент поддержки принятия решений. М-во образования и науки РФ - Омский государственный институт сервиса. Новосибирск: Изд-во СО РАН. 2014. 118 с.
  18. Захарова Е.Н., Погорелова М.Н., Чермит К.Д. Когнитивное моделирование в управлении качеством образования // Среднее профессиональное образование. 2008. № 8 (http://cyberleninka.ru /article/n/kognitivnoe-modelirovanie-v-upravlenii-kachestvom-obrazovaniya[08.03.2016]).
  19. Вокуева Т.А. Вычисление матрицы взаимовлияния когнитивной карты // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2012. № 3 (11). (http://cyberleninka.ru/article/n/vychislenie-matritsy-vzaimovliyaniya-kognitivnoy-karty[08.03.2016]).
  20. Васильев В.И., Савина И.А., Шарипова И.И. Построение нечетких когнитивных карт для анализа и управления информационными рисками вуза // Вестник УГАТУ. 2008. № 2.(http://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-nechetkih-kognitivnyh-kart-dlya-analiza-i-upravleniya-informatsionnymi-riskami-vuza[08.03.2016]).
  21. Черняховская Л.Р., Герасимова И.Б., Салаватова А.Р., Мухамедрахимова Л.Н. Оценка влияния социально-психологических факторов на качество подготовки студента с применением нечетких когнитивных карт // Вестник УГАТУ. 2014. № 4 (65). (http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniya-sotsialno-psihologicheskih-faktorov-na-kachestvo-podgotovki-studenta-s-primeneniem-nechetkih-kognitivnyh-kart[08.03.2016]).
  22. Горелова Г.В., Макарова Е.Л. Моделирование взаимосвязи проблем системы высшего образования и социально-эконо­ми­чес­кой системы средствами когнитивного подхода // УБС. 2010. № 30‑1. (http://cyberleninka.ru/ article/n/modelirovanie-vzaimosvyazi-problem-sistemy-vysshego-obrazovaniya-i-sotsialno-ekonomicheskoy-sistemy-sredstvami-kognitivnogo-podhoda[08.03.2016]).
  23. Семенов И.О., Сиговцев Г.С. Математическое Моделирование в планировании содержания электронного учебного курса // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Биологические науки. 2012. № 8 (129). (http://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskoe-modelirovanie-v-planirovanii-soderzhaniya-elektronnogo-uchebnogo-kursa[08.03.2016]).
  24. Углев В.А., Ковалева Т.М. Когнитивная визуализация как инструмент сопровождения индивидуального обучения // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2014. № 3. (http://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-vizualizatsiya-kak-instrument-soprovozhdeniya-individualnogo-obucheniya[08.03.2016]).
  25. Углев В.А. Когнитивные карты диагностики знаний // Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4 (48). С. 17−23. (http://journals.tsu.ru/ou/&journalpage=archive&id=1013&articleid=7776 [01.02.2014]).
  26. Заболотский М.А., Полякова И.А., Тихонин А.В. Применение когнитивного моделирования в управлении качеством подготовки специалистов // УБС. 2006. № 16. (http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-kognitivnogo-modelirovaniya-v-upravlenii-kachestvom-podgotovki-spetsialistov[08.03.2016]).
  27. Кутарова Е.И., Самохин А.В. Формирование математической культуры студентов радиотехнического направления подготовки / Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 187−193.
  28. Кутарова Е.И., Рыжкова М.Н. Методический подход к практической реализации преемственности при подготовке специалистов радиотехнического направления // Вестник ВлГУ. Педагогические и психологические науки. № 15 (34). 2013. С. 88−95.
  29. Рыжкова М.Н., Макаров К.В. Структура курса «общей физики» для машиностроительных направлений подготовки в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. (www.science-education.ru/110-9846 [15.01.2016]).
  30. Рыжкова М.Н., Павлова С.М. Разработка программы курса физики с учетом направления подготовки студентов в техническом вузе // Междунар. журнал экспериментального образования. 2013. № 10. Ч. 2. С. 215−221.