350 rub
Journal Information-measuring and Control Systems №8 for 2012 г.
Article in number:
Ontologies for learning integrated expert systems
Authors:
G.V. Rybina, M.V. Yusova, E.V. Churdalev
Abstract:
A survey of perspective usage approaches of ontologies and ontological engineering in studying process is presented. Examples of ontologies implementation in different intelligent tutoring systems are given. Experience of development and application in studying process of NRNU MEPhI courses/disciplines ontologies for «Intelligent systems and technologies» specialization is described. Characterization of instrumental tools for ontologies design support in integrated expert systems is considered. Ontologies are implemented on the basis of instrumental tools of subsystem for tutoring integrated systems development support (third generation of AT-TECHNOLOGY workbench).
Pages: 13-21
References
  1. Рыбина Г.В. Теория и технология построения интегрированных экспертных систем. Монография. М.: Научтехлитиздат. 2008.
  2. Рыбина Г.В. Концептуальные основы задачно-ориентированной методологии построения интегрированных экспертных систем. Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2011. № 5. С. 33-51.
  3. Рыбина Г.В. Технология построения интегрированных экспертных систем на основе задачно-ориентированной методологии// Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2011. № 6. С. 28-42.
  4. Рыбина Г.В. Теоретические основы задачно-ориентированной методологии построения интегрированных экспертных систем // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2011. №7. С. 27-42.
  5. Рыбина Г.В. Обучающие интегрированные экспертные системы: некоторые итоги и перспективы// Искусственный интеллект и принятие решений. 2008. № 1. С. 22-46.
  6. Рыбина Г.В. Обучающие интегрированные экспертные системы: опыт и перспективы использования в современном компьютерном обучении // Труды 11-й национальной конф. по искусственному интеллекту с междунар. участием. (КИИ-2008). М.: ЛЕНАНД. 2008. T.2. C. 313-320.
  7. Рыбина Г.В. Современные подходы к реализации интеллектуального компьютерного обучения на основе разработки и использования обучающих интегрированных экспертных систем// Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2010. № 5. С. 10-15.
  8. Рыбина Г.В. Интеллектуальная технология обучения на основе разработки и использования интегрированных экспертных систем. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления процессами и знаниями (РБП-СУЗ-2010). Сборник науч. трудов. 2010. М.: МЭСИ. С. 255-260.
  9. Рыбина Г.В. Особенности разработки и использование обучающих интегрированных экспертных систем// Труды
    Двенадцатой науч. конф. по искусственному интеллекту с междунар. участием (КИИ-2010). М.: Физматлит. 2010. Т. 3. С. 270-278.
  10. Рыбина Г.В. Интеллектуальные обучающие системы на основе интегрированных экспертных систем: опыт разработки и использования // Информационно-измерительмые и управляющие системы. 2011. № 10. С. 4-16.
  11. Рыбина Г.В. Основы построения интеллектуальных систем. Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М. 2010.
  12. Рыбина Г.В., Юсова М.В. Некоторые аспекты разработки онтологий в обучающих интегрированных экспертных системах // Сборник трудов конф. «Инженерия знаний и технологии семантического веба-2011». СПб.: НИУ ИТМО. 2011. С. 118-126.
  13. Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В., Горовой В.А. Модели и методы формирования онтологий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2006. № 46. С. 21-28.
  14. Гаврилова Т.А. Об одном подходе к онтологическому инжинирингу // Новости искусственного интеллекта. 2005. № 3. С. 25-31.
  15. Гаврилова Т.А., Гулякина Н.А. Визуальные методы работы со знаниями: попытка обзора // Искусственный интеллект и принятие решений. 2008. № 1. С. 15-21.
  16. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: компонентная методология. М.: Финансы и статистика. 2004.
  17. Тельнов Ю.Ф. Использование систем управления знаниями в виртуальном образовании// Труды Междунар. конгресса «Искусственный интеллект в XXI веке». М.: Физматлит. 2001. С. 411-418.
  18. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика.
    М.: Эдиториал УРСС. 2002.
  19. Россеева О.И., Загорулько Ю.А. Организация эффективного поиска на основе онтологий// Труды Междунар. семинара «Диалог-2001» по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Т. 2. Прикладные проблемы. М.: РосНИИ ИИ. 2001. С. 333-343.
  20. Тельнов Ю.Ф. Электронное обучение в открытой образовательной сфере на основе создания интегрированного пространства знаний // Открытое образование. 2005. № 3. С. 22-30.
  21. Тельнов Ю.Ф., Казаков В.А. Формирование базы лучшего опыта организации на основе онтологий и прецендентов //
    Сб. трудов 11-й науч. конф. по искусственному интеллекту с международным участием (КИИ-2008). М.: Ленанд. 2008. С. 306-314.
  22. Тельнов Ю.Ф., Рогозин О.В. Разработка инновационных образовательных технологий на основе модели с использованием SCORM-спецификаций // Научно-практический журнал «Открытое образование». 2009. № 4.
  23. Sharable Content Object Reference Model (SCORM)// Advanced Distributed Learning Initiative. 2nd Edition. USA: ADL. 2004.
  24. Голенков В.В., Тарасов В.Б., Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные обучающие системы и виртуальные учебные организации: Монография. Минск: БГУИР. 2001. 
  25. Келеберда И.Н., Лесная Н.С., Репка В.Б. Использование мультиагентного онтологического подхода к созданию распределенных систем дистанционного обучения // Образовательные технологии общества. 2004. Т. 7. № 2. С. 190-205.
  26. Yudelson M., Brusilovsky P., Gavrilova T. Towards User Modeling META-ONTOLOGY// Lecture Notes in Computer Science. 2005. T. 3538 LNAI. P. 448-452.
  27. Лещева И.А., Гулякина Н.А. Онтология курса «Управления знаниями» // Сб. трудов конф. «Управление знаниями и технологии семантического веба - 2010». Спб.: НИУ ИТМО. 2010. С. 11-13.
  28. Рябова Н.В., Шевченко А.Ю., Белоиваненко М.В., Головянко М.В., Волошина Н.А., Шубкина О.В. Разработка архитектуры распределенной версии онтологического портала МОНУ. Труды научной сессии НИЯУ МИФИ-2010. М.: НИЯУ МИФИ. 2010. Т. 5. С. 71-74.
  29. Нетавская Е.Г. Структурно-онтологический подход к оптимизации процессов контроля знаний. // Искусственный интеллект. 2006. № 4. С. 541-547.
  30. Абрамов А.В. Онтологический подход к систематизации контента // Материалы II Междунар. научно-практич. конф. «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье - 2008)». Ч. 1. Курск: Курск. гос. ун-т. 2008. С. 87-90.
  31. Норенков И.П. Содержание и информационная поддержка подготовки специалистов в области информатики и вычислительной техники // Приложение к журналу «Информационные технологии». 2009. № 9. С. 25-27.
  32. Соколов А.Ю., Морозова О.И., Иванов В.Г. Модель направленного обучения на основе онтологического подхода //
    Радиоэлектронные и компьютерные системы. 2010. №1 (42). С. 96-102.
  33. Еремеев А.П., Малиновский В.П. Реализация онтологического подхода в обучающей экспертной системе для подготовки менеджеров проектов // Труды Девятой национальная конф. по искусственному интеллекту с междунар. участием.
    М. 2004. Т. 2. С. 824-832.
  34. Дубров С.Н., Нечаев Ю.И. Интегрированная обучающая система на базе онтологии и формально концептуального анализа // Труды XIII Всеросс. научно-методич. конф. «Телематика'2006» // http://www.ict.edu.ru/ vconf/files/9222.pdf
  35. Норенков И.П., Уваров М.Ю.Информационно-образовательные среды на базе онтологического подхода // Сб. науч. статей «Интернет-порталы: содержание и технологии». Вып. 3. «Информика». М.: Просвещение. 2005. С. 367-378.
  36. Шахгельдян К.И. Применение онтологического подхода к корпоративной информационной среде вуза //НТ Ведомости СПбГТУ. 2007. № 4. С. 189-194.
  37. Усталов Д.А., Зафиров Е.А. Онтология и метод оценки деятельности студента для обеспечения компетентностного подхода в образовании // Тезисы VII междунар. конф. «Математическое моделирование в образовании, науке и производстве». Тирасполь: Изд-во Преднестр. ун-та. 2011. С. 236.
  38. Ontologies, http://www.ida.liu.se/~annfl/Pub/ thesis.ps.
  39. Орлов В. А., Клещев А.С. Компьютерные банки знаний. Многоцелевой банк знаний // Информационные технологии. 2006. № 2. С. 2-7.
  40. Овдей О.М., Проскудина Г.Ю. Обзор инструментов инженерии онтологий // http://www.elbib.ru/index.phtml-page= =elbib/rus/journal/2004/part4/op
  41. Левашова Т.В., Пашкин М.П., Смирнов А.В., Шилов Н.Г. Управление онтологиями // Известия РАН. ТиСУ. 2003. № 5.
    С. 89-101.
  42. Garvin D.A. Building a learning organization. Harvard Business Review. July - August 1993. Р. 78-93.
  43. Тельнов Ю.Ф. Стратегические и тактические процессы системы управления знаниями обучающейся организации //
    Новости искусственного интеллекта. 2005. № 3. С. 20-24.
  44. Тузовский А.Ф. Разработка систем управления знаниями на основе единой онтологической базы знаний// Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Томск: ТПУ. 2007. Т. 310. № 2. С. 182-185.