От редакторов выпуска

Н.А. Рябчикова - д. б. н., ст. науч. сотрудник, кафедра высшей нервной деятельности, биоло-гический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Е.В. Лосева - Председатель конгресса «Нейронаука для медицины и психологии», д.б.н, гл. науч. сотрудник, ФГБУН ИВНД и НФ РАН (Москва)
А.В. Савельев - к.филос. н., ст. науч. сотрудник, зам. гл. редактора журнала «Нейрокомпью-теры: разработка, применение» (Москва)

Данный выпуск журнала «Нейрокомпьютеры: разработка, применение» посвящен Научной школе «Исследование прогностических способностей мозга от когнитивных функций до нейрогеномики» (далее Научная школа), сформированной биологическим факультетом Московского государствен-ного университета им. М.В. Ломоносова при поддержке ежегодного XIII Международного кон-гресса «Нейронаука для медицины и психологии», совместно с рядом организаций, связанных с нейронаукой и при участии издательства «Радиотехника» и редакции журнала.
Тематика выпуска ориентирована на исследование различных междисциплинарных подходов к решению проблемы изучения высших когнитивных функций человека и связи их с морфогене-тическими характеристиками центральной нервной системы. Представленная в выпуске Научная школа выясняет возможности применения к этой задаче фундаментальных математических зако-нов путем нейрокомпьютерного моделирования.
Основателем и лидером Научной школы Наталией Афанасьевной Рябчиковой и ее коллекти-вом организованы и произведены масштабные исследования и беспрецедентные разработки международного уровня в области выявления нейрофизиологических механизмов когнитивных функций мозга при исследовании прогностической деятельности, определяющей уровень интеллектуальных возможностей человека, а также изучены связанные с этими исследованиями вопросы в области нейрокибернетики: разработки психологической компьютерной методики прогнозирования и математического моделирования работы мозга человека. Особое внимание уделено изучению морфологических, антропологических и нейрогенетических коррелятов высших когнитивных функций человека. Результаты этих исследований отражены в двух статьях Н.А. Рябчиковой с коллегами. Это статья А.Е. Талиповой, Л.В. Бец, В.А. Спицына, Н.А. Рябчиковой и статья Н.А. Рябчиковой, А.В. Савельева, В.Л. Ефимовой. Интереснейшая статья Р.В. Вейко с соавторами также посвящена применению нейроинформационных технологий для открытия новых закономерностей нейрогеномики при изучении механизмов повреждающих воздействий радиации и окислительного стресса на внеклеточную ДНК. Работа является результатом многолетних исследований, проводимых в лаборатории молекулярной биологии «Медико-генетического научного центра» (МГНЦ, Москва) при участии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России и НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина. Исследования, представленные в статье, имеют большое значение для космической медицины при планировании долговременных или межпланетных полетов. В статье О.Г. Татарниковой и
Н.В. Бобковой приведены результаты нейрогенетических исследований с использованием первич-ной культуры гиппокампа трансгенных мышей, в мозге которых выявлена способность продуциро-вания бета-амилоида, обладающего выраженной нейротоксичностью. Работа, выполненная на кле-точной модели болезни Альцгеймера, имеет чрезвычайно важное значение для диагностики (в том числе, аппаратной) предупреждения и лечения болезни Альцгеймера.
В теоретическиой статье О.Э. Петруни приводятся новаторские результаты анализа фунда-ментальных положений, лежащих в основе теории нейрокомпьютинга и нейронауки, выполнено сравнение отечественной и западной концепций, определяющих специфичность и традиционность облика нейронауки, в том числе, в историческом плане. Глубоко проанализированы самые совре-менные представления и предложены пути преодоления принципиального онтологического разли-чия искусственных объектов нейронауки и естественных объектов нейробиологии.
В статье А.В. Савельева на основе обзора ряда зарубежных и отечественных школ нейронауки рассмотрены вопросы моделирования афферентного синтеза многомодального образа внешнего мира и возможности генерации этим сознания. Показаны современные тенденции, приводящие к мультимодальному пониманию этих и связанных с ними проблем. Приведены авторские результа-ты моделирования на основе динамической композиции популяции α-мотонейронов по однород-ности динамических свойств эффекторных приводов, что может быть одним из перспективных направлений снижения сложности искусственных нейронных сетей путем предложенного пони-жения их размерности без нарушения мультимодальности.
Открытию новых закономерностей работы сенсорных систем зрения посвящена статья
Г.С. Воронкова, в которой автор продолжает публиковать уникальные материалы открытого им феномена специфического дефицита зрения и его нейрокомпьютерного моделирования. Сделаны ценные выводы не только в плане познания новых неизвестных ранее механизмов зрительного восприятия, но и для практических применений. Это важно для конструирования на основе нейро-компьютинга новых физиологичных искусственных источников света, наиболее благоприятных для зрительной системы человека. Теоретико-экспериментальным вопросам исследования законо-мерностей саккадических движений глаз и связи их с высшими когнитивными функциями посвя-щены статья М.И. Трифонова, В.Л. Ефимовой и статья Н.А. Рябчиковой, Е.В. Дамянович, Л.А. Чи-галейчик, Б.Х. Базияна. Приведенные результаты могут быть использованы в проектировании но-вых диагностических программно-аппаратных комплексов с применением нейрокомпьютинга, а также при лечении начальных стадий болезни Паркинсона. В статье В.Л. Ефимовой проводится сравнение аппаратного теста нейролокомоций и разработанной автором методики тренинга с ис-пользованием биологической обратной связи по нейросенсорно-мышечным параметрам, где тре-нинг показал значительно лучшие результаты.
Данный выпуск журнала может быть интересен специалистам в области нейрокомпьютинга, нейрокибернетикам, особенно в плане изучения объекта исследования, психофизиологам и другим специалистам в разных направлениях нейронауки, разработчикам вычислительных систем, меди-цинской техники, медицинским работникам. Также выпуск полезен молодым ученым, аспирантам, студентам и всем интересующимся самыми передовыми и перспективными проблемами науки о мозге с разнообразными техническими и программными приложениями.
Работа Научной школы в 2017 г. осуществлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант РФФИ № 17-06-20157_г «Организация Всероссий-ской научной школы с международным участием «Новые разработки в психологических, физиоло-гических и медицинских нейроисследованиях»). Некоторые работы участников Научной школы, а также формирование выпуска, были выполнены при поддержке Российского гуманитарного на-учного фонда в рамках гранта РГНФ № 15-03-00519а «Постнеклассическая парадигма искусст-венного интеллекта».