От редакторов выпуска

В.Я. Сергин - д.ф.-м.н., вед. науч. сотрудник, лаборатория нейронных сетей, Институт математических проблем биологии РАН (г. Пущино, Московская обл.) Е.В. Лосева - председатель Конгресса «Нейронаука для медицины и психологии», д. биол. н., гл. науч. сотрудник ФГБНУ ИВНД и НФ РАН (Москва) А.В. Савельев - член оргкомитета Конгресса, «Нейронаука для медицины и психологии», ст. науч. сотрудник, зам. гл. редактора журнала «Нейрокомпьютеры: разработка, применение» (Москва)

Цель выпуска журнала – отобразить некоторые характерные результаты научной школы «Психофизиология и нейрокомпьютинг сенсорных систем», созданной на базе Института математических проблем биологии РАН и ряда других организаций, ХI Международного междисциплинарного конгресса «Нейронаука для медицины и психологии» (г. Судак, Крым), а также при участии издательства «Радиотехника» и редакции журнала «Нейрокомпьютеры: разработка, применение». Школа вносит значительный вклад в формирование новых концепций нейронаук, в том числе нейрокомпьютинга, теоретической и практической нейробиологии сенсорных систем, концептуального и математического моделирования высших функций нервной системы. Диапазон методов, используемых участниками научной школы, достаточно широк — от традиционных методов нейробиологии, психофизиологии, биофизики и молекулярной биологии до разнообразных методов математического, имитационного и сетевого моделирования, вычислительной математики и компьютерной визуализации. Кроме того, разрабатываются новые авторские методы исследования, например — метод объемлющих сенсорных характеристик, метод мультирекурсивных обратных связей, методы извлечения знаний из массивов данных, новые методы теоретической нейробиологии и др. Полученные результаты исследований могут быть использованы для для создания новых систем нейрокомпьютинга, программно-аппартных интеллектуальных комплексов, систем управления биотехнических и автономных робототехнических устройств, для поиска и определения новых направлений экспериментальных исследований в нейробиологии. Результаты научной школы могут послужить базой для разработки новых медицинских технических средств диагностики, терапии, техники психологических и нейрофизиологических экспериментов, аппаратуры контроля и управления психофизическим состоянием человека-оператора. Кроме того, результаты, полученные научной школой, могут увеличить реалистичность нейрокомпьютинга и приблизить его к смыслу терминологического определения и одновременно к объекту изучения, что позволит поднять рейтинг нейрокомпьютинга на международном уровне. Опубликованные в данном выпуске журнала статьи участников научной школы выполнены на высоком академическом уровне и посвящены решению актуальных проблем современной нейронауки, в том числе её инженерных аспектов. Выпуск журнала будет интересен биофизикам, нейрофизиологам, нейробиологам, психологам, медицинским работникам, математикам, инженерам и другим специалистам, работающим в разных областях нейронауки. Кроме того, выпуск может дать много новой информации молодым учёным, аспирантам, докторантам, студентам и всем интересующимся самыми современными проблемами науки о мозге и её развитием в ближайшем и отдалённом будущем. Организация научной школы в рамках Конгресса в этом году осуществлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ № 15-06-14043_г «Организация 11-го международного междисциплинарного конгресса «Нейронаука для медицины и психологии») и при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант РФФИ № 15-06-20385_г «Организация международного междисциплинарного симпозиума «Актуальные вопросы нейрофилософии»). Часть статей участников научной школы была поддержана грантами РГНФ и РНФ. Выпуск журнала был сформирован на основании исследований по проекту «Постнеклассическая парадигма искусственного интеллекта» (грант РГНФ № 15-03-00519а).