К читателям

И.В. Степанян - д.б.н., к.т.н., вед. науч. сотрудник Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН Е.В. Лосева - председатель конгресса «Нейронаука и нейрокомпьютинг для психофизиологии», д.биол.н, гл. науч. сотрудник ФГБУН ИВНД и НФ РАН А.В. Савельев - ст. науч. сотрудник, зам. гл. редактора журнала «Нейрокомпьютеры: разработка, применение»

Под эгидой XI Международного междисциплинарного конгресса «Нейронаука для медицины и психологии» (далее Конгресс), ежегодно проводимого в Крыму в г. Судаке, в 2015 г. сформиро-валось несколько научных школ, к настоящему моменту занимающих ведущие положения в оте-чественной и международной нейронауке. В данном выпуске журнала представлена одна из школ – «Нейронаука и нейрокомпьютинг для биоинформатики и психофизиологии», сформированная авторами журнала, среди которых есть и участники Конгресса. Инициатором объединения ученых в рамках данной школы и координатором ее работ является коллектив биомехаников Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН совместно с редакцией журнала «Нейрокомпьютеры: разработка, применение». Известно, что Конгресс отличается, помимо своей информационной составляющей, — информацией о самых современных научных достижениях в области нейронаук и смежных вопросов, а также широкой возможностью неформальных контактов. Это позволяет наилучшим образом формировать научные школы, поддерживаемые и развиваемые впоследствии. Вниманию читателей журнала предлагаются труды некоторых участников такой научной школы, объединённой общими задачами психофизиологических исследований с применением нейрокомпьютинга не только в плане экспериментального изучения, но и для формирования кон-цепций и основных базовых положений психофизиологических задач. Опубликованные работы участников научной школы охватывают широкий междисциплинарный спектр нейронаук. Изложенные в статьях результаты и методология исследований отражают интересы большого круга учёных – не только биологов и медицинских работников, но и специалистов технических, физико-математических, химических, экономических и общественных дисциплин. Публикации в журнале этих материалов, содержащие уникальную авторскую информацию, соответствуют самым современным определяющим направлениям разработок в мировой нейронауке. Это может способствовать преодолению кризиса эксплуатации неизменяемых старых концепций в прикладном нейрокомпьютинге как в комплексе технических и информационных нейронаук. Представленные результаты дают возможность во многом развить существующую концептуальную базу нейрокомпьютинга, а также приложения вычислительной, моделирующей техники, послужить опорой для разработки новых методов и медицинских технических средств диагностики, терапии, техники психологических экспериментов, аппаратуры контроля и управления психофизическим состоянием человека. Данный выпуск журнала должен привлечь внимание нейрофизиологов, психологов, социологов, педагогов, технических, инженерных и других специалистов в разных областях нейронауки. Кроме того, представленные работы могут быть полезены молодым учёным, аспирантам, студентам и всем интересующимся современными проблемами науки о мозге. Работа Конгресса в 2015 г. осуществлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ № 15-06-14043_г) и при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант РФФИ № 15-06-20385_г). Некоторые работы участников школы выполнены при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках гранта РГНФ № 15-03-00519а «Постнеклассическая парадигма искусственного интеллекта».
May 29, 2020