Радиотехника
Издательство РАДИОТЕХНИКА

"Издательство Радиотехника":
научно-техническая литература.
Книги, журналы издательств ИПРЖР, РС-ПРЕСС, САЙНС-ПРЕСС


Тел.: +7 (495) 625-9241

::Журналы
::Книги
 

Онтологии в обучающих интегрированных экспертных системах

Ключевые слова:

Г.В. Рыбина – д.т.н., профессор, кафедра «Кибернетика», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». E-mail: galina@ailab.mephi.ru М.В. Юсова – инженер, кафедра «Кибернетика», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Е-mail: galina@ailab.mephi.ru Е.В. Чурдалев – аспирант, кафедра «Кибернетика», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Е-mail: galina@ailab.mephi.ru


Описана разработка и показано применение в учебном процессе НИЯУ МИФИ онтологий курсов/дисциплин по специализации «Интеллектуальные системы и технологии». Реализация онтологий выполнена на основе инструментальных средств подсистемы поддержки построения обучающих интегрированных экспертных систем (комплекс АТ-ТЕХНОЛОГИЯ третьего поколения).
Список литературы:
  1. Рыбина Г.В. Теория и технология построения интегрированных экспертных систем. Монография. М.: Научтехлитиздат. 2008.
  2. Рыбина Г.В. Концептуальные основы задачно-ориентированной методологии построения интегрированных экспертных систем. Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2011. № 5. С. 33-51.
  3. Рыбина Г.В. Технология построения интегрированных экспертных систем на основе задачно-ориентированной методологии// Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2011. № 6. С. 28-42.
  4. Рыбина Г.В. Теоретические основы задачно-ориентированной методологии построения интегрированных экспертных систем // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2011. №7. С. 27-42.
  5. Рыбина Г.В. Обучающие интегрированные экспертные системы: некоторые итоги и перспективы// Искусственный интеллект и принятие решений. 2008. № 1. С. 22-46.
  6. Рыбина Г.В. Обучающие интегрированные экспертные системы: опыт и перспективы использования в современном компьютерном обучении // Труды 11-й национальной конф. по искусственному интеллекту с междунар. участием. (КИИ-2008). М.: ЛЕНАНД. 2008. T.2. C. 313-320.
  7. Рыбина Г.В. Современные подходы к реализации интеллектуального компьютерного обучения на основе разработки и использования обучающих интегрированных экспертных систем// Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2010. № 5. С. 10-15.
  8. Рыбина Г.В. Интеллектуальная технология обучения на основе разработки и использования интегрированных экспертных систем. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления процессами и знаниями (РБП-СУЗ-2010). Сборник науч. трудов. 2010. М.: МЭСИ. С. 255-260.
  9. Рыбина Г.В. Особенности разработки и использование обучающих интегрированных экспертных систем// Труды
    Двенадцатой науч. конф. по искусственному интеллекту с междунар. участием (КИИ-2010). М.: Физматлит. 2010. Т. 3. С. 270-278.
  10. Рыбина Г.В. Интеллектуальные обучающие системы на основе интегрированных экспертных систем: опыт разработки и использования // Информационно-измерительмые и управляющие системы. 2011. № 10. С. 4-16.
  11. Рыбина Г.В. Основы построения интеллектуальных систем. Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М. 2010.
  12. Рыбина Г.В., Юсова М.В. Некоторые аспекты разработки онтологий в обучающих интегрированных экспертных системах // Сборник трудов конф. «Инженерия знаний и технологии семантического веба-2011». СПб.: НИУ ИТМО. 2011. С. 118-126.
  13. Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В., Горовой В.А. Модели и методы формирования онтологий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2006. № 46. С. 21-28.
  14. Гаврилова Т.А. Об одном подходе к онтологическому инжинирингу // Новости искусственного интеллекта. 2005. № 3. С. 25-31.
  15. Гаврилова Т.А., Гулякина Н.А. Визуальные методы работы со знаниями: попытка обзора // Искусственный интеллект и принятие решений. 2008. № 1. С. 15-21.
  16. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: компонентная методология. М.: Финансы и статистика. 2004.
  17. Тельнов Ю.Ф. Использование систем управления знаниями в виртуальном образовании// Труды Междунар. конгресса «Искусственный интеллект в XXI веке». М.: Физматлит. 2001. С. 411-418.
  18. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика.
    М.: Эдиториал УРСС. 2002.
  19. Россеева О.И., Загорулько Ю.А. Организация эффективного поиска на основе онтологий// Труды Междунар. семинара «Диалог’2001» по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Т. 2. Прикладные проблемы. М.: РосНИИ ИИ. 2001. С. 333-343.
  20. Тельнов Ю.Ф. Электронное обучение в открытой образовательной сфере на основе создания интегрированного пространства знаний // Открытое образование. 2005. № 3. С. 22-30.
  21. Тельнов Ю.Ф., Казаков В.А. Формирование базы лучшего опыта организации на основе онтологий и прецендентов //
    Сб. трудов 11-й науч. конф. по искусственному интеллекту с международным участием (КИИ-2008). М.: Ленанд. 2008. С. 306-314.
  22. Тельнов Ю.Ф., Рогозин О.В. Разработка инновационных образовательных технологий на основе модели с использованием SCORM-спецификаций // Научно-практический журнал «Открытое образование». 2009. № 4.
  23. Sharable Content Object Reference Model (SCORM)// Advanced Distributed Learning Initiative. 2nd Edition. USA: ADL. 2004.
  24. Голенков В.В., Тарасов В.Б., Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные обучающие системы и виртуальные учебные организации: Монография. Минск: БГУИР. 2001. 
  25. Келеберда И.Н., Лесная Н.С., Репка В.Б. Использование мультиагентного онтологического подхода к созданию распределенных систем дистанционного обучения // Образовательные технологии общества. 2004. Т. 7. № 2. С. 190-205.
  26. Yudelson M., Brusilovsky P., Gavrilova T. Towards User Modeling META-ONTOLOGY// Lecture Notes in Computer Science. 2005. T. 3538 LNAI. P. 448-452.
  27. Лещева И.А., Гулякина Н.А. Онтология курса «Управления знаниями» // Сб. трудов конф. «Управление знаниями и технологии семантического веба - 2010». Спб.: НИУ ИТМО. 2010. С. 11-13.
  28. Рябова Н.В., Шевченко А.Ю., Белоиваненко М.В., Головянко М.В., Волошина Н.А., Шубкина О.В. Разработка архитектуры распределенной версии онтологического портала МОНУ. Труды научной сессии НИЯУ МИФИ-2010. М.: НИЯУ МИФИ. 2010. Т. 5. С. 71-74.
  29. Нетавская Е.Г. Структурно-онтологический подход к оптимизации процессов контроля знаний. // Искусственный интеллект. 2006. № 4. С. 541-547.
  30. Абрамов А.В. Онтологический подход к систематизации контента // Материалы II Междунар. научно-практич. конф. «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье – 2008)». Ч. 1. Курск: Курск. гос. ун-т. 2008. С. 87–90.
  31. Норенков И.П. Содержание и информационная поддержка подготовки специалистов в области информатики и вычислительной техники // Приложение к журналу «Информационные технологии». 2009. № 9. С. 25-27.
  32. Соколов А.Ю., Морозова О.И., Иванов В.Г. Модель направленного обучения на основе онтологического подхода //
    Радиоэлектронные и компьютерные системы. 2010. №1 (42). С. 96–102.
  33. Еремеев А.П., Малиновский В.П. Реализация онтологического подхода в обучающей экспертной системе для подготовки менеджеров проектов // Труды Девятой национальная конф. по искусственному интеллекту с междунар. участием.
    М. 2004. Т. 2. С. 824-832.
  34. Дубров С.Н., Нечаев Ю.И. Интегрированная обучающая система на базе онтологии и формально концептуального анализа // Труды XIII Всеросс. научно-методич. конф. «Телематика'2006» // http://www.ict.edu.ru/ vconf/files/9222.pdf
  35. Норенков И.П., Уваров М.Ю.Информационно-образовательные среды на базе онтологического подхода // Сб. науч. статей «Интернет-порталы: содержание и технологии». Вып. 3. «Информика». М.: Просвещение. 2005. С. 367-378.
  36. Шахгельдян К.И. Применение онтологического подхода к корпоративной информационной среде вуза //НТ Ведомости СПбГТУ. 2007. № 4. С. 189-194.
  37. Усталов Д.А., Зафиров Е.А. Онтология и метод оценки деятельности студента для обеспечения компетентностного подхода в образовании // Тезисы VII междунар. конф. «Математическое моделирование в образовании, науке и производстве». Тирасполь: Изд-во Преднестр. ун-та. 2011. С. 236.
  38. Ontologies, http://www.ida.liu.se/~annfl/Pub/ thesis.ps.
  39. Орлов В. А., Клещев А.С. Компьютерные банки знаний. Многоцелевой банк знаний // Информационные технологии. 2006. № 2. С. 2-7.
  40. Овдей О.М., Проскудина Г.Ю. Обзор инструментов инженерии онтологий // http://www.elbib.ru/index.phtml?page= =elbib/rus/journal/2004/part4/op
  41. Левашова Т.В., Пашкин М.П., Смирнов А.В., Шилов Н.Г. Управление онтологиями // Известия РАН. ТиСУ. 2003. № 5.
    С. 89-101.
  42. Garvin D.A. Building a learning organization. Harvard Business Review. July – August 1993. Р. 78-93.
  43. Тельнов Ю.Ф. Стратегические и тактические процессы системы управления знаниями обучающейся организации //
    Новости искусственного интеллекта. 2005. № 3. С. 20-24.
  44. Тузовский А.Ф. Разработка систем управления знаниями на основе единой онтологической базы знаний// Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Томск: ТПУ. 2007. Т. 310. № 2. С. 182-185.

© Издательство «РАДИОТЕХНИКА», 2004-2017            Тел.: (495) 625-9241                   Designed by [SWAP]Studio